+38 (067) 500 12 03
+38 (050) 363 19 79

Выкладка товаров в магазине

26.03.2020

Вне зависимости от типа продаваемого товара к нему может быть применен один из видов выкладки:

  1. Вертикальная/горизонтальная. Вертикальная выкладка предусматривает размещение товара сверху вниз по вертикали, от меньшего на верхней полке до самого объемного — на нижней. При горизонтальной выкладке товары размещаются вдоль всей полки, слева направо. В таком случае объемные или самые дешевые товары займут всю длину нижних полок, а более мелкие либо же дорогие — средних и верхних. На практике чаще всего при выкладке товара используют комбинацию этих двух способов, особенно если ассортимент товара широкий. Товары с небольшим ассортиментом предпочтительно укладывать по вертикальному способу.  
  2. Корпоративный блок. Такой тип выкладки товаров применяются для продукции известных брендов. Корпоративным блоком называют специально отведенное место на стеллажах, отделенное и закрепленное за одним определенным брендом. Как правило, он выделяется привлекательным и выделяющимся внешним видом, который подчеркивает высокое качество товаров данного производителя. Корпоративные блоки привлекают покупателя из-за эффекта рекламного щита. В них используются контрастные и необычные цвета, что увеличивает время пребывания потенциального покупателя у стеллажа и, соответственно, увеличивает вероятность покупки. 
  3. Дисплейная.  Представляет собой отдельный брендированный стенд. Он обособлен и не связан с остальными стеллажами в магазине.  Применяется, как правило, в точках дополнительных продаж.
  4. Напольная. Для презентации товаров используются паллеты или другие похожие конструкции. 

 паллетная выкладка товаров

 

Правила размещения товаров в торговом зале

Мерчендайзинг предусматривает особое отношение к положению товаров в торговом зале. Чтобы покупатель обязательно ушел из вашего магазина с покупкой используйте следующие правила при выкладке товаров:

  1. Грамотное расположение. При создании схемы рабочего зала планируйте выкладку так, чтобы у каждой категории товаров было определенное место, привычное для покупателя. Выкладку товаров массового потребление, таких как хлеб, например, размещайте в конце зала: так посетителю придется пройти через весь магазин, а это увеличивает шанс совершения импульсивных покупок. Следите за тем, чтобы товары размещались в правильных товарных и ценовых категориях. 
  2. Размещение лицом к лицу.  Чтобы товар на полке гарантировано был замечен покупателем, он должен иметь достаточный фейсинг — количество упаковок товара, размещенных лицом к человеку. Оптимально использовать 3-5 упаковок, но для определения идеального фейсинга вам придется некоторое время понаблюдать за действиями покупателей. Возможно, число коробок придется увеличить или наоборот, уменьшить. Помните — слишком узкая полоса товара на полке среди другой продукции может остаться незамеченной. Не пренебрегайте фейсингом, он способен значительно поднять продажи определенной продукции или бренда. 
  3. Правильная позиция товара. Посетители «читают» стеллажи в магазине, как книги — слева направо. Поэтому самым выгодным местом на полке считается ее начало. Если хотите простимулировать продажи какого-то бренда, размещайте его продукцию по ходу движения покупателей. Популярные товары принято выставлять в левой части полок. В небольших магазинах с недорогим товаром наиболее привлекательные товары выставляют на торцах полок, а цену увеличивают по мере движения потока покупателей. В дорогих магазинах торговые ряды напротив, начинаются с самых элитных товаров. 
  4. Размещение товаров на полках. Ваше оборудование условно можно разделить на несколько зон. «Золотыми» называют полки, размещенные примерно на уровне 150-170 см от уровня пола, то есть, примерно +20 см от уровня глаз среднестатистического человека. Товар, размещенный на таком уровне, продается лучше всего, поэтому такое положение самое выгодное. Не менее популярны и полки, расположенные непосредственно на уровне глаз посетителя — около 110-120 см от уровня пола. Основная масса товаров должна располагаться именно на средних полках. А в так называемой «мертвой» зоне, которая располагается на самых нижних полках стеллажа,  принято размещать малопопулярные и крупногабаритные товары, которые покупают осознанно. Для привлечения дополнительного внимания к таким товарам используют рекламные воблеры.
  5. Правило первых шести шагов. Человеку, который только-только попал в ваш магазин, нужно время, чтобы освоится. Поэтому первое время он не будет совершать никаких покупок. В мерчендайзинге это назвали правилом шести шагов — на таком расстоянии покупательская способность минимальна. Поэтому рекомендуется выставлять в самом начале торгового зала акционные товары и товары по специальным ценам: так ваши потенциальные покупатели смогут оценить ценовую политику магазина уже с первых шагов. 
  6. Правило золотого треугольника. Чтобы человек, который пришел в ваш магазин за определенным товаром, купил еще что-то, треугольник «вход-отдел с нужным товаром-касса» должен быть как можно шире. Поэтому самые популярные и ходовые позиции размещаются в самом конце торговых залов большинства супермаркетов: пока человек будет идти за хлебом или молоком он пройдет несколько отделов и его, скорей всего, заинтересует что-то еще. 
  7. Лучше продажи — больше места. Для популярных товаров стоит выделять больше торговой площади. Если какая-то группа товаров приносит вам 10% от общей прибыли — выделяйте ей 10% места в вашем зале. Такие товары можно прорекламировать с помощью POS материалов.

размещение товаров на полках магазина

Что такое планограмма и зачем она нужна

Чтобы следовать правилам выкладки товара стоит учитывать особенности оборудования вашего магазина. Во избежания возникновений противоречивых ситуаций следует разрабатывать планограмму.

Планограмма выкладки товара представляет собой схематический план вашего торгового зала, где обозначено размещение конкретных товаров на конкретном оборудовании. При ее составлении руководствуйтесь следующими принципами:

  • четко определите, какую торговую площадь будет занимать товар каждого вида;
  • под рекламируемые и быстропродаваемые товары отводите больше места;
  • используйте вертикальную и горизонтальную выкладки, а также их комбинации;
  • учитывайте направление движения покупателей от входа;
  • не забывайте про товарное соседство;
  • располагайте товарные ряды логически, чтобы не запутать покупателей и не ввести их в смятение;
  • грамотно воспользуйтесь «золотыми» полками на ваших стеллажах;
  • располагайте по торговому залу POS-материалы: карточки с рекламой товара, акционными предложениями и другой информацией; 
  • рассчитывайте высоту стеллажей и расстояние между ними с учетом габаритов товаров.

Правильно составленная планограмма для размещения товаров позволит вам в короткие сроки получить высокий доход от продаж.

Планограмма для магазина продуктов

Выкладка товара в магазине одежды

Торговый зал магазина одежды следует разделить на несколько зоны:

  • входная зона;
  • центральный проход;
  • периметр;
  • центральная зона
  • примерочные;
  • кассы.

Как и в любом другом магазине, здесь также действует правило первых 6 шагов, поэтому левый и правый угол периметра, расположенные возле выхода — это мертвые зоны.

Ваша задача: затормозить покупателя и задержать его у входа подольше. Для этого в центральном проходе сразу возле входа устанавливаются сбивки — низкие стенды с разложенным на них товары, а также манекены с актуальными позициями.

Кассы и примерочные лучше размещать в глубине зала, а возле касс устанавливать корзины с мелкими товарами, стимулирующие к импульсным дополнительным покупкам.

По периметру и в центральной зоне размещают основной ассортимент. Здесь очень важно заранее составить планограмму и детально продумать группировку одежды в зале.

По периметру также можно установить несколько фронтальных дисплеев с манекенами или фронтально размещенными комплектами одежды и аксессуаров, которую вывешивают рядом в обычной выкладке.

выкладка товара в магазине одежды

Выкладка товара в продуктовом магазине

В супермаркетах и небольших продуктовых магазинах действуют свои особенные правила.

Чтобы ваши прилавки выглядели более наполненными, используйте зеркальные витрины. Одна-две упаковки молока не будут выглядеть привлекательно. Создавайте видимость изобилия, чтобы повысить статус своего магазина и следите, чтобы полки не пустовали.

Следите за сроками товаров: продукты с коротким сроком годности выставляйте поближе к покупателям.

Дешевые и дорогие товары ставьте отдельно друг от друга — цена должна постепенно увеличиваться.

Товары популярных брендов размещайте вначале и в конце полок. А менее популярных — по центру. Такое соседство поможет слабым товарам продаваться лучше.

Следите, чтобы товары одного производителя стояли в одном месте. Группируйте товары по видам: сливочное масло в одном месте, молоко — в другом, кефир — в третьем.

И, самое главное — следите за чистотой в вашем торговом зале. И тогда покупатели обязательно вернутся в ваш магазин.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий